- Избранное
- Москва
- Московская область
- Коттеджные поселки
Как заставить застройщика устранить недоделки в купленной квартире?
После подписания акта приёма-передачи квартиры между застройщиком и покупателем по договору купли-продажи можно столкнуться с неожиданными и неприятными проблемами. Вы тщательно проверили квартиру на предмет недоделок или каких-либо дефектов, получили долгожданные ключи и вдруг обнаружили трещину в стене, отслаивающиеся обои, перекошенную дверную коробку и т.п.
Часто бывает так, что после приёмки жилья все недоделки, оставленные строительными бригадами, дают о себе знать не сразу. Некоторые серьёзные недоделки можно обнаружить только, пожив какое-то время в стенах квартиры. В данной статье мы поговорим о том, можно ли предъявить претензии к застройщику уже после получения ключей по прошествии, к примеру, месяца или нескольких лет.
Подписание акта приёма-передачи квартиры возлагает на плечи собственника всю ответственность за содержание квартиры, однако юристы с уверенностью заявляют, что этот факт ещё не говорит о том, что в случае обнаружения дефектов или недоделок собственник жилья обязан их устранять за собственный счет. Правда данная информация касается только владельцев квартир в новостройках.
В этом случае собственников оберегает 7 статья Федерального закона 214-ФЗ «О долевом строительстве», которая предусматривает гарантию на жильё в течение 5 лет после передачи квартиры покупателю. В соответствии с законом гарантия сроком на 3 года также предоставляется на технологическое и инженерное оборудование.
В статье закона говорится о том, что застройщик обязан передать в руки собственника жильё, которое соответствует условиям договора, проектной документации и другим регламентам и требованиям (например, ГОСТу (государственному стандарту) и СНиПу (строительным нормам и правилам)). При этом владелец вправе требовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на устранение этих недостатков в период действия всего гарантийного срока. О праве предъявления претензий в течение гарантийного срока говорится также и в статье 29 Закона «О защите прав потребителей».
При этом стоит убедиться в том, нарушают ли обнаруженные в квартире дефекты установленный технический регламент и являются недоделкой именно застройщика, а не возникли вследствие нормального износа здания или его частей в процессе эксплуатации, либо в ходе произведенного собственником ремонта.
Если вы все же обнаружили строительные или инженерные дефекты, не стоит опускать руки – об этом необходимо сообщить управляющей компании, представители которой обязаны произвести осмотр для того, чтобы установить причину их возникновения.
Если управляющая компания выявит, что дефекты связаны с нарушением строительных норм и технологии, стоит смело предъявлять претензии к застройщику. А вот, если дефекты возникли из-за деятельности соседей или обслуживающей компании, то обращаться за компенсацией необходимо к виновникам. Исправление различного рода недоделок застройщик обязан выполнить по закону в течение 30 рабочих или 45 календарных дней.
В случае если застройщик, управляющая компания или другие виновники возникновения дефектов не соглашаются добровольно возместить убытки или устранить недостатки, собственнику необходимо обратиться в суд. Если нарушения нормативно-технической документации и Строительных норм и правил действительно присутствуют, это легко подтвердить с помощью независимой экспертизы.
Для того чтобы обратиться в суд собственнику необходимо иметь на руках результат строительно-технической экспертизы, стоимость которой начинается от 30 тысяч рублей в зависимости от сложности работ. Заключение экспертизы придётся ожидать около 2-х месяцев. К сожалению, без данного документа установить истинную причину возникновения дефекта в квартире не получится. Однако, после того, как она будет установлена, дело не заставит себя ждать. Чаще всего застройщики не желают доводить дело до суда и практически всегда исправляют недоделки. Но бывает, когда компании не желают признавать за собой огрехи. В этом случае стоит незамедлительно обратиться в суд.
В судебной практике имеются дела, когда собственники квартир в новостройках выигрывали суды против застройщиков этих объектов, обнаружив спустя несколько лет недоделки, оставленные строительными бригадами.
Иск к строительной компании можно подать не только в связи с недоделками в квартире, но и с дефектами общедомового имущества: лифтовых холлов, парапетов, лестничных клеток, фасада, кровли и т.д., так как в стоимость приобретённой квартиры входит и общедолевое имущество. В зависимости от уровня недоделок в доме, можно выиграть суд, опираясь на то, что обнаруженные дефекты не только снижают качество эксплуатируемого дома и возможно нарушают санитарно-эпидемиологические нормы, но могут также угрожать жизнью и здоровью проживающих в нём людей.
Однако не стоит целиком и полностью рассчитывать на гарантию застройщика. Стоит помнить, что доказать истинную причину возникновения дефекта можно не всегда, особенно после того, как собственник произвел в квартире ремонт. Даже при полной уверенности в виновности застройщика, экспертиза может вынести решение не в пользу владельца жилья. Поэтому дефекты и недоделки лучше обнаруживать ещё до подписания акта приёма-передачи. На что стоит обратить внимание, мы расскажем в другой нашей статье: «Квартиры готовы: как осуществить приемку жилья?»